Евгений Меренков: Расходы на ИТ — 3% от операционного бюджета



Поделиться:


Публикации

Переход на новые стандарты бухгалтерского учета
Нужно отдать должное Банку России: проводится последовательная работа по переводу отношений между МФО и заемщиками в цивилизованную форму...


XBRL — где у кнута пряник?
Евгений Хохлов и Виталий Занин рассказали Эльману Мехтиеву о том, насколько логичны действия ЦБ по переходу банков на XBRL в 2020 году и как решение «ПрограмБанк.XBRL» поможет финансовым компаниям...


Организация параллельного учета при переходе на ЕПС
Многие организации ожидают, что можно избежать перехода на ЕПС, продолжать работать в старой системе и транслировать проводки РСБУ на новый план счетов. Это не так, т.к. текущий и новый учеты существенно различаются...


 
12 Января 2015

Десять лет назад активно развивающийся банк Краснодарского края
ОАО «ЮГ-Инвестбанк» приобрел ИБС «Гефест» компании «ПрограмБанк».

О стратегии банка и планах на ближайшее время, об опыте эксплуатации ИБС «Гефест» и, главное, о том, как можно экономить на ИТ без потери качества — обо всех этих вопросах, а также о своем опыте работы и секретах успеха рассказал начальник управления ИТ ОАО «ЮГ-Инвестбанк» Евгений Меренков руководителю Управления маркетинга компании «ПрограмБанк» Анне Чернобыльской.

Евгений Меренков
Руководитель Управления ИТ ОАО «ЮГ-Инвестбанк»


Анна: Евгений, какова стратегия Вашего банка, к чему Вы стремитесь?

Евгений: Никаких секретов нет. Мы стремимся к такому качеству обслуживания, чтобы клиенты не только от нас не уходили но, наоборот, чтобы к нам приходили клиенты из других банков. Мы отчетливо видим себя как региональный банк и развиваемся именно в этом качестве, последовательно, аккуратно и тщательно контролируя риски.

Нам уже 20 лет, и если обозначить то, как мы работаем, — это «стабильное развитие с минимальным риском». Кроме стабильности, Банк ориентирован на полноту продуктовой линейки. Мы предлагаем продукты со специальными условиями для наших давних клиентов, для клиентов с высокими ежедневными остатками, для тех, кто много работает с валютой и т.д.
Для физических лиц мы также предлагаем полный набор финансовых инструментов, в первую очередь интересные условия по вкладам, а также операции с драгоценными металлами, сберегательные сертификаты, аренду ячеек и т. п.

Понятно, что какие-то наши продукты более востребованы (например, для розницы — это потребительские кредиты), какие-то менее — ипотечных клиентов у нас относительно немного. Но «ЮГ-Инвестбанк» предлагает все, что может потребоваться. Мы не можем представить, чтобы наш клиент услышал: «Нет, мы таких услуг не оказываем».


Мы не перегружаем ИТ-ландшафт банка:
среднему банку необходимо максимально все держать в АБС


Анна: И ориентация на минимизацию риска помогает Вам в текущей кризисной ситуации?
Евгений: Вы знаете, Банку исполнилось 20 лет, и он пережил уже такое количество банковских кризисов, и ни в один из них не «просел» — ни по активам, ни по количеству клиентов. Понятно, что динамика развития разная. Например, в 2007 году мы открыли пять новых офисов, в 2009 году — ни одного, а в 2014 году — два.

Главное — размер просрочки в кризисы у нас заметно не рос, оставался примерно на том же самом уровне. И в этот кризис так же, у нас нет заметного роста просрочки, так что чувствуем себя вполне уверенно и важно, что наши клиенты тоже чувствуют себя в безопасности.
Если же говорить именно о текущем кризисе, то мы оказались в выигрыше. В связи с лишением ряда банков лицензий, в некоторых местах наши офисы оказались единственными точками присутствия регионального банка. И это один из факторов, который позволил нам увеличить клиентскую базу.


Анна: А как выглядит ИТ-стратегия Вашего банка?
Евгений: Мы придерживаемся нескольких простых принципов:

    • Основная задача ИТ — обеспечивать устойчивое функционирование и оперативную реакцию на бизнес-требования. Ранее мы говорили о полноте нашего продуктового ряда. Мы постоянно предлагаем что-то новое, чтобы клиентам было интересно, но и реализовывать в банковской системе это тоже надо быстро. К счастью, ИБС «Гефест» компании «ПрограмБанк» открытая система, и мы достаточно быстро исполняем новые задачи.
    • Поскольку мы достаточно много изменений вносим в АБС, важно сохранить обновляемость системы, чтобы можно было регулярно ставить обновления от разработчика с новыми законодательными требованиями и др. У нас разработан стандартный процесс обновления, включающий оперативное внутреннее тестирование (один — два дня). Конечно, определенные вопросы возникают, рабочие моменты есть, но с поддержкой «ПрограмБанка» мы все решаем.
    • И last but not least (Последнее по счету, но не по важности), мы держим ИТ-бюджет в очень жестких рамках. У нас доля ИТ в расходах банка около 3%, и нам удается за эти проценты не выходить. Это очень здорово! По нашей информации, хороший стандарт для рынка это 5-8% от операционных расходов.

Ни в один из кризисов за прошедшие 20 лет
«ЮГ-Инвестбанк» не «просел» ни по активам, ни по точкам,
ни по количеству клиентов


Анна: Как Вам это удается?!
Евгений: Действиями в нескольких направлениях:
    • Однозначная централизация. У нас головной банк, три филиала, 21 офис, 400 человек. При этом весь ИТ-коллектив это десять человек, из которых трое электронщиков занимаются практически исключительно поддержкой техники. Это позволяет сэкономить на персонале.
    • Благодаря той же централизации мы минимизируем расходы на ИТ при открытии новых офисов.
    • Все необходимые работы по развитию системы наше ИТ-подразделение выполняет самостоятельно, т.е. только сопровождение — это у нас прямые расходы на софт.
    • Мы не перегружаем ИТ-ландшафт банка. Практически все потребности банка покрывают два решения — ИБС «Гефест» и «Клиент-банк» («ИНИСТ»). Среднему банку очень важно все по максимуму держать в АБС. Разные системы в банке — это расходы на интеграцию, меньшая взаимозаменяемость разных специалистов и т.д.
    • Работает — не трогай! «Гефест» позволяет решать все наши задачи, он нетребователен в плане техники и каналов связи. Любая смена АБС — это очень значительные инвестиции.



Анна: Означает ли это, что Вы считаете «Гефест» оптимальной системой и не планируете от нее отказываться никогда?
Евгений: Ну, во-первых, для нас важно самим решать, когда и сколько использовать ИБС и когда ее менять. Нам очень импонирует подход «ПрограмБанка» — поддержка программы до последнего клиента.
Проект внедрения ИБС «Гефест» начался десять лет назад, и мой предшественник, Алексей Савенец подсчитал тогда окупаемость разных решений (с учетом требований к технике, к каналам связи и др.) и выбрал «Гефест». Горизонт планирования у него был семь лет, что немало для нашей реальности. А мы используем «Гефест» уже скоро десять лет и рассматриваем это как бонус, как дополнительную экономию для банка.

Безусловно, у «Гефеста» есть свои ограничения, например, текстовый интерфейс. Новым сотрудникам, приходящим из других банков, это поначалу неудобно. С другой стороны, текстовый интерфейс — оборотная сторона того, что «Гефест» терминальная система с минимальными требованиями к каналам и технике. При этом новые модули «Гефеста» –
«Кредитный конвейер» и «Единое окно» — реализованы уже в Web-интерфейсе.

Мы, конечно, знаем о другой системе «ПрограмБанка» — ИБС «Омега», которая позже вышла на рынок, с другим интерфейсом и т. д., но сейчас нас полностью устраивает текущее решение.

У нас: головной банк, 3 филиала, 21 офис, 400 человек,
при этом весь ИТ-коллектив Банка — всего 10 человек


Анна: Какие у Вас планы по развитию банка?
Евгений: Про новые подразделения банка я уже говорил, но мы здесь осторожно относимся к планам. А вот по дальнейшему развитию линейки продуктов планы у нас есть. Если Вы обратите внимание, то в последние годы мы открываем наши офисы уже не только в городах, но и в станицах, и в селах.

И мы планируем все активнее работать с сельхозпроизводителями и индивидуальными подворьями (фермерами). Уже кредитуем сельхозпроизводителей, планируем делать это активнее — у нас есть такие специализированные продукты, как «Новый урожай» и др. Это и индивидуальный график, и возможность использовать новый урожай, как залог и т. д. Мы активно развиваем это направление по объему кредитования, по открытию новых точек. Все говорят о поддержке отечественного сельхозпроизводителя, об импортозамещении и т.д. Понятно, что для этого надо расширять посевные площади, поголовье скота — тут без поддержки банка не обойдешься.

Естественно, у нас есть надежда на совместную работу с федеральными органами власти, с администрацией края по поддержке отечественных производителей. Тем более, где еще поддерживать отечественное сельское хозяйство, как не на Кубани. Но если поддержка государства будет меньше ожидаемой, мы все равно будем много работать на «земле».
Потому что мы, конечно, банк, коммерческая организация, мы зарабатываем деньги, но банкам деньги надо вкладывать в реальную экономику. Тут интересы банка, реального бизнеса и населения взаимосвязаны. Если не вкладывать в бизнес, то и у людей в крае работы не будет, тогда и розницу развивать не получится.

Именно при работе с производством, с сельским хозяйством, с малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями региональный банк вне конкуренции. Потому что мы знаем клиента, а клиент знает нас. Когда банк не просто зарабатывает деньги, а служит неотъемлемой частью экономики края — этот банк на своем месте, у него есть и настоящее и будущее.

1989-2017 © ПрограмБанк
тел.: +7(495) 651-84-84
info@programbank.ru
Мы в соцсетях facebook Карта сайта