Сравнение здравоохранения в США и Японии



Поделиться:


Публикации

Борьба с обналичиванием — инструменты контроля и анализа
Осенью 2018 года Центральный Банк РФ распространил среди банков рекомендательное письмо, в котором обозначил новые подходы к борьбе с обналичиванием...


ПрограмБанк.Взыскание: Как перестать внедрять и начать взыскивать
Отличное решение в синергии консалтинга и технического решения, когда можно не только рекомендовать ту или иную стратегию поведения, но и оперативно подкреплять ее своевременной автоматизацией...


Евгений Хохлов: «Новая Афина» — новый директор и новый продукт»
С января 2019 года Дмитрий Гарбар является Управляющим директором компании «Новая Афина». Валерий Иванович Овсий занял должность Советника Генерального директора...


 
14 Декабря 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ

Здравоохранение стало важным вопросом в Америке. Реформы в системе здравоохранения рассматриваются как самые амбициозные инициативы во внутренней политике.

С другой стороны, Япония уже имеет низкий коэффициент младенческой смертности в мире, и высокую продолжительность жизни. При этом в 1991 году расходы на здравоохранение составляют лишь 6,6% всего валового внутреннего продукта Японии против 13,4% из Америки. Как Япония этого добилась? Какие аспекты японской модели могут быть применимы в США?

Международное исследование завоевывает признание как метод расследования вопросов на тему того, как лучше распределить национальные ресурсы для улучшения здоровья. Серьезные дебаты относительно стратегии реформы здравоохранения в Соединенных Штатах часто исключают ссылки на японскую медицинскую помощь и финансирования. Это скрывает некоторые успехи Японии. Например, Япония добилась самого низкого уровня детской смертности в мире. Теперь японские политики обращают внимание на пожилых людей.

США и Япония сталкиваются с демографической революцией по мере старения населения. Медицинские расходы растут. В эпоху информации мы живем в мире, чтобы знать, как работает сфера здравоохранения. Одна из задач медицины — информировать директивные органы и общественность о происходящих изменениях.


ВВЕДЕНИЕ


Система здравоохранения Японии характеризуется всеобщим охватом, свободным выбором поставщиков медицинских услуг. Хотя есть сильное государственное регулирование финансирования здравоохранения и функционирование медицинского страхования, контроль оказания медпомощи во многом не заботит общественность.

Как в Австралии, Канаде и многих европейских странах, программа национального медицинского страхования в Японии является обязательной. Но Япония превосходит все 24 страны-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ожидаемой продолжительности жизни при рождении, а также имеет низкий коэффициент младенческой смертности (приложение 1, таблица 1). 1 Она достигает этих успехов по стоимости лишь за 6,6% от ВВП (таблица 1) .

Японский стиль национального медицинского страхования поднимает увлекательный вопрос: как Японии удалось сократить финансовые барьеры доступа к медицинской помощи и достичь первого места в рейтинге состояния здоровья по стоимости? В этом вопросе мы начнем со сравнительного анализа ресурсов здравоохранения и использования медобслуживания в Японии, США и других странах ОЭСР. Далее мы проведем обзор финансирования и организации медпомощи в Японии, оценим некоторые сильные и слабые стороны системы здравоохранения и исследуем возможные уроки для реформы здравоохранения в США.


РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ


Япония имеет 15,8 стационарных больничных коек на 1000 человек, наибольшее число среди стран ОЭСР (таблица 1). Но — 1,6 врачей на 1000 человек населения, Япония имеет здесь низкий коэффициент. Япония также имеет от половины до трети от количества коек интенсивной терапии на душу населения (таблица 1).

Что касается использования этих ресурсов, то Япония допускает малую долю своего населения в больницы каждый год, чем в любой другой стране ОЭСР, за исключением Турции (таблица 1). С другой стороны, у Японии — самая долгая средняя продолжительность пребывания стационарных больничных услуг (таблица 1). Японские врачи имеют наибольшее количество врачебных контактов на душу населения, что более чем вдвое превышает уровень США. Необходимо отметить (таблица 1), однако, что средняя продолжительность посещения врача в Японии — лишь 6,9 минут, а в США — более чем 20 минут.

Сравнительный обзор данных указывает на то, что хирурги в Японии выполняют менее чем одну четверть от количества операций их коллег в США. Но было бы неправильно заключить из этих данных, что Япония не обладает высокотехнологичной медицинской помощью. Напротив, среди стран ОЭСР Япония имеет наибольшее количество сканеров для компьютерной осевой томографии (КТ) на душу населения. Кроме того, японцы тратят больше, чем любой другой народ, на лекарства.

Виды медицинских технологий (импортируемых и экспортируемых) свидетельствует о явном предпочтении японских врачей в пользу неинвазивных процедур. Оборудования, требующего инвазивных операций (например, кардиостимуляторов и клапанов сердца artfficial) — почти все импортное. В то же время диагностическое оборудование (например, КТ-сканеры) производится в Японии, а также на экспорт в больших количествах.

В отличие от США, в Японии низкий уровень госпитализации (таблица 1) показывает, что амбулаторное лечение — важнее. Помимо этого, более измеримым различием в доступности ресурсов в Японии и США есть целый ряд политических и культурных факторов, которые усиливают различия каждой системы здравоохранения. США — федеральная система, чьи 50 штатов имеют значительную автономию в вопросах политики в области медицинского страхования и здравоохранения. Хотя федеральное правительство осуществляет доминирующую роль по программе Medicare, американцы склонны решать социальные проблемы на местном уровне. Япония — унитарное государство с однородным населением и мощным госвмешательством в экономику, включая и медстрахование.

Таблица 1

Сравнение систем японского здравоохранения (1990) и США

США
Япония
Состояние здоровья
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении:
Мужчины:
72,00
75,90
Женщины:
78,80
81.90
Коэффициент младенческой смертности:
9.10
4.60
Средняя продолжительность жизни:
75
80
Расходы
$1267
Здравоохранение, на душу населения:
$2,867
Всего здравоохранения расходы в % от ВВП:
13.40
6.60
Ресурсы
Активных врачей на 1000:
2.3
1.6
Стационарных больничных коек на 1000:
4.70
15,8
Больница, штатное расписание, соотношение:
3.35
0.79
Коек интенсивной терапии на миллион:
244.50
79.20
Коек интенсивной терапии коронарных сосудов на миллион:
46.30
17.80
Коек интенсивной терапии новорожденных на миллион:
44,70
22.40
Медицинское использование
Посещения врачей на душу населения:
5.30
12.90
Госпитализации в % от населения:
13.70
8.30
Средняя продолжительность пребывания в стационаре:
9.10
50.50
Стационарное, дней на душу населения:
1.20
4.10
Количество хирургических операций на 1000:
91,0
22
Источник: ОЭСР медицинских данных (CREDES), 1993
Таблица 2

Количество операций на 1000 жителей:
США
Япония
Удаление миндалин:
205
61
Коронарный байпас:
61
1
Холецистэктомия:
203
2
Паховая грыжа:
238
67
Простатэктомия:
308
-
Гистерэктомия:
557
90
Аппендэктомия
130
244
Диализ почек:
784
945


ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ


Эволюция национального медицинского страхования

Национальная программа медицинского страхования возникла в Японии в результате постепенного процесса, который можно проследить с 1905 года. Тогда текстильная компания Kamegafuchi предоставляет ограниченные выгоды для своих сотрудников. Затем все больше корпораций начали предлагать преимущества. В итоге Закон о медицинском страховании был принят в 1922 году. Он расширял охват медицинской страховки для промышленных рабочих и шахтёров. В 1938 году страховка расширилась на фермеров, рыбаков, лесников и других.

После второй мировой войны усилия по восстановлению Японии дало новый импульс для достижения всеобщего охвата медстрахованием, добавилось еще 30% населения. Итого — с 1961 года практически все были охвачены страховкой.

Финансирование здравоохранения

Расходы медицинского страхования в Японии финансируются за счет налогов на зарплату и на основе дохода страховых взносов по найму. В отличие от США, где федеральные, государственные и местные правительства финансируют около 42,9% от всех расходов на здравоохранение и вносят еще 22% платежей, в Японии лишь 31,7% от национальных расходов на здравоохранение являются производными от национальных и местных государственных фондов, и 12,2% — от платежей из собственных средств. Наибольшая доля финансирования в Японии идет за счет обязательных страховых взносов индивидуальных абонентов (34,6%) и работодателей (21,7%).

Структура системы национального медицинского страхования

Программа Японского национального медицинского страхования состоит из около 2000 частных страховщиков и более чем 3000 единиц правительства. Система может быть упрощена, однако, путем разграничения между две широкие группы бенефициаров: 1) сотрудников и их иждивенцев, в том числе некоторых пожилых иждивенцев (65% населения); и 2) самозанятых, безработных, престарелых и членов их семей (35 % населения).

Большинство планов медицинского страхования в Японии являются частными организациями с точки зрения административного права. У них полугосударственный статус. Все работодатели и по меньшей мере пять сотрудников уполномочены законом страховать их (а также их иждивенцев).

Масштабы и регулирование медицинского страхования
Пособия по медицинскому страхованию призваны обеспечить базовое медицинское обслуживание для максимального числа людей. Не охватываются такие процедуры, как аборт, косметическая хирургия, иглоукалывание, роды.

Различия между планами включают уровень доплаты, размер денежных пособий и объем перекрестного субсидирования и государственных субсидий. Что касается доплаты для сотрудников, имеется ставка 10% для членов семей и их иждивенцев, ставка 20% для стационарной помощи и 30% для амбулаторного лечения. Для самозанятых лиц и их иждивенцев стоматолог составляет 30% для стационарной и амбулаторной помощи, для пенсионеров — 20%.

Правительственные субсидии и перекрестное субсидирование

Возраст и неравенство доходов среди планов медицинского страхования — результат неравного распределения рисков для здоровья. Учитывая японскую приверженность к справедливости, эти неравенства снижается через государственные субсидии и перекрестное субсидирование между планами (поддерживает бедных).

Оплата услуг здравоохранения

В японском национальном медицинском страховании все платят низкие сборы, по сравнению с американскими стандартами (табл. 3). Тарифы должны соответствовать единому национальному прейскуранту, который устанавливает Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Его центральный Совет — это 20 членов, представляющих сечения медицинских интересов: 8 провайдеров (5 врачей, 2 стоматолога и 1 фармацевт), 8 плательщиков (4 страховщика, 2 работодателя и 2 представителя труда) и 4 представителей общественных интересов (3 экономиста и 1 адвокат).

Таблица 3. Оплата лечения в США и Японии, в долл.США (1992-93)

Япония
США (Medicare)
Рентген грудной клетки:
13
32
ЭКГ:
12
20
Пап-мазок:
13
32
Тотальная колоноскопия:
127
427
Первичная консультация:
17
79
Аппендэктомия:
369
647
Катаракта(инцизионная):
292
747
Кесарево сечение:
454
1149


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


Больницы

Все больницы в Японии, как правило, рассматриваются как оздоровительные центры, а не просто лечебные учреждения долгосрочного медицинского ухода. В результате этого пациенты долго лежат в японских больницах.

Как и в случае с интенсивной терапией, в Японии гораздо меньше машин скорой помощи, чем в США. В Японии — только 7% убийств, 2% изнасилований и 0,3% вооруженных ограблений, так что потребность в машинах скорой помощи — меньше.

Клиники и амбулаторный уход

До 1970-х годов малые частные клиники предоставляли большинство амбулаторных услуг. Кроме того, примерно 25 000 врачей работают в небольших больницах. Это — еще 276 000 кроватей для пациентов (итого приходится 15,8 штук на 1000 человек).

Но в 1980-х количество клиник с кроватями сократилось почти на 20%. Это случилось во многом из-за прямой конкуренции с более крупными больницами. Несмотря на конкуренцию, клиники и больницы — это 2 структурных аспекта системы здравоохранения. Врачи клиники не могут приходить в больницы. А еще после больниц не многие пациенты возвращаются в клиники.

Есть и свои материальные нюансы. Чистый среднемесячный доход врачей клиники был $22900 в 1990 году, в то время как специалисты в частных больницах зарабатывали лишь $6300.

Услуги для пожилых людей

С экономическим ростом в 1960-х пришли требования для расширения социальных льгот для престарелых. В 1973 году правительство создало систему почти бесплатного медицинского обслуживания для пожилых людей. Обычно большинство больничных коек заняты пожилыми людьми, требующими длительного лечения (45% пожилых лежит больше 6 месяцев).

Сейчас растет число больниц, специализирующихся на лечении и уходе за престарелыми. Есть также три других типов объектов, обслуживающих пожилых людей в Японии: небольшое количество домов престарелых, учреждения системы социального обеспечения для тех, кому нужен постоянный уход, и учреждения, предоставляющие реабилитационные услуги. Но поскольку нация стареет, Правительство приняло так называемый «Золотой план». Это 10-летняя национальная программа здравоохранения для пожилых людей. Это попытка интегрировать социальные услуги, медицинскую помощь и страхование в комплекс. В плане намечены амбициозные цели на сумму 40 млрд.долл. в 1990-х (в отличие от 11,3 млрд. долл. США , проведенное в 1980-х годах).

План основывается на 4 основных стратегиях, необходимых для растущих потребностей пожилых людей :
1. Расширение существующих услуг за счет увеличения числа домашних помощников от 40900 в 1991 году до 100 000 в 1999 году и количества кроватей от 144 600 до 240 000.
2. Расширение видов услуг путем определения соответствующих ролей корпораций, национальных префектур и муниципальных органов власти;
3. Децентрализация через повышение роли муниципалитетов в разработке программ;
4. Формирование госорганизаций для оказания услуг, поддержки исследований, распространения информации и региональной координации.
Также «Золотой план» стремится рационализировать услуги. Например, увеличить пропускную способность в квалифицированных домах престарелых и в гериатрических реабилитационных центрах.
 


Мы всегда готовы предоставить интересный материал для публикаций
и интересных людей для интервью!

Контактная информация:
+7(495) 651-84-91, 651-84-84
marketing@prbank.ru
1989-2019 © ПрограмБанк
тел.: +7(495) 651-84-84
info@programbank.ru
Мы в соцсетях: Карта сайта
Политика конфиденциальности