АКБ «НКЦ»: поддержка амбициозных задач бизнеса



Отвечаем на вопросы


Илья Плюшкин

Руководитель Управления продаж

+7 (495) 651-84-84

Публикации

Мнение эксперта БО: Знай своего клиента
Абсолютно согласен, что для решений BI все более актуальными становятся прикладные задачи, решение которых дает быстрый экономический эффект...


Переход на новые стандарты бухгалтерского учета
Нужно отдать должное Банку России: проводится последовательная работа по переводу отношений между МФО и заемщиками в цивилизованную форму...


XBRL — где у кнута пряник?
Евгений Хохлов и Виталий Занин рассказали Эльману Мехтиеву о том, насколько логичны действия ЦБ по переходу банков на XBRL в 2020 году и как решение «ПрограмБанк.XBRL» поможет финансовым компаниям...


 

АКБ «НКЦ» — достижение амбициозных целей

 
ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) — один из крупнейших банков России, входящий в настоящее время в первую десятку по активам и чистой прибыли. НКЦ - одна из наиболее значимых инфраструктурных организаций финансового рынка, выполняющая функции центрального контрагента для всех рынков, обслуживаемых группой «Московская биржа».

Банк берет на себя риски по заключаемым участниками в ходе биржевых торгов сделкам, выступая посредником между сторонами: продавцом для каждого покупателя и покупателем для каждого продавца, которые заменяют свои договорные отношения друг с другом соответствующими договорными обязательствами с центральным контрагентом.

НКЦ является членом Европейской Ассоциации клиринговых домов -центральных контрагентов (EACH) и Всемирной Ассоциации центральных контрагентов – CCP12.


Выбор решения



Создавая банк, Группа ММВБ серьезно подошла к выбору ИТ-решения, поскольку кроме стандартных банковских операций, оно должно было полностью поддержать функции центрального контрагента на рынках группы ММВБ. В результате, в качестве единой информационной системы банка была выбрана ПрограмБанк.АБС на платформе Oracle.

Выбор поставщика решения обусловлен производительностью решения, запасом технологической прочности и возможностью поддержать новые требования бизнеса в сжатые сроки (что, действительно, очень пригодилось в дальнейшем). Поскольку вопрос производительности был критически важен для банка, компания «ПрограмБанк» во время проведения тендера совместно с экспертами, представляющими интересы НКЦ, осуществила тестовые испытания производительности ПрограмБанк.АБС в объемах 2 000 000 операций в день.


Ход и развитие проекта



Базовый функционал банка (РКО, Сводная отчетность, Учет ценных бумаг, Учет материальных ресурсов) был внедрен всего за 2 месяца – с декабря 2006 по февраль 2007 года. На втором этапе проекта (декабрь 2007 г) НКЦ запустил обработку и учет результатов клиринга на валютных торгах ММВБ. Для этого была осуществлена двухсторонняя интеграция ПрограмБанк.АБС с биржевыми системами ММВБ.

В дальнейшем шло активное развитие ИТ-решения в различных направлениях:

    • Выполнение НКЦ функций расчетов и учета по операциям НКЦ как центрального контрагента ММВБ. С ноября 2007 года НКЦ выполняет функции центрального контрагента в валютном секторе. С 2011 года НКЦ — центральный контрагент по сделкам на фондовом рынке.

    • Новые функции, связанные с расширением спектра биржевых инструментов, как за счет предложения биржей своим клиентам все новых инструментов и услуг, так и в связи с объединением бирж ММВБ и РТС в одну структуру. В рамках объединения двух крупнейших бирж России, НКЦ становится центральным контрагентом для операций объединенной биржи ММВБ-РТС.

    • Выполнение функций НКЦ, связанных с управлением рисками Центрального контрагента на биржевом рынке.

    • Повышение качества интеграции и поддержка изменений в ИТ-ландшафте группы ММВБ. Это включает поддержку потоков данных между:
      — различными биржевыми системами;
      — внешними системами, такими как SWIFT, БЭСП, REUTERS и др.;
      — системами удаленного обслуживания клиентов;
      — нефинансовыми системами группы.
      Использование современных технологий позволяет не только обеспечить сквозные бизнес-процессы, но и обеспечить оперативную поддержку изменений.

    • Поддержка новых направлений бизнеса. Помимо функций клиринга в группе ММВБ, НКЦ расширяет спектр собственных операций на финансовом рынке: различные инструменты с ценными бумагами, еврооблигации, конверсионные сделки, межбанковское кредитование, депозиты и др. Поддержка данных направлений бизнеса (включая выход на международный рынок) была реализована также в рамках ПрограмБанк.АБС.



Результаты проекта



Главными результатами проекта являются:

    • Поддержка операций объединенной биржи ММВБ-РТС, в настоящее время это составляет около 300 000 операций в день с учетом высокой агрегации данных биржевым системами.

    • Помимо стандартных функций (основные учетные операции банка, оперативная отчетность, РКО, обеспечение функций казначейских операций и т.д.) в рамках решения реализовано большое число дополнительных возможностей контроля и журнализации, поскольку при данных объемах операций какой-либо контроль операционной деятельности вручную практически невозможен.

    • Несмотря на то, что функции центрального контрагента включают специфические бизнес-процессы, весь специфический функционал решения был реализован без использования «спецверсий» АБС, что дает возможность банку самостоятельно в штатном режиме осуществлять переход на новые версии банковской системы. Это позволяет значительно снизить стоимость владения решением (по сравнению с альтернативными возможными вариантами автоматизации) и минимизировать ИТ-риски. Эта возможность обеспечена архитектурой ПрограмБанк.АБС и развитыми инструментами поддержки обновлений: разделением кода на системный и прикладной, разделением прикладных компонент на системные и индивидуальные. При выполнении обновлений системы заменяется сопровождаемый поставщиком набор прикладных компонент и системная часть, сохраняя при этом пользовательские компоненты и настройки (на уровне объектов, атрибутов объектов, методов обработки, бизнес-процессов и др.).

    • Формирование сводной отчетности по формам ЦБ также реализовано в рамках ПрограмБанк.АБС (обычно банкам с таким объемом операций для формирования отчетных форм необходимо использовать специализированное Хранилище Данных).

    • Быстрая реализация требований бизнеса — как правило, даже самые сложные новые задачи реализуются в течение не более 2-3 месяцев.



Проекты 2012-2014 гг:


    • Система управления кредитным риском. В рамках создания принципиально новой системы управления рисками (СУР) Национального Клирингового Центра в ПрограмБанк.АБС была реализована комплексная система расчета клиентского риска на основе сочетания различных факторов риска. В рамках проекта была также проведена интеграция с внутренней системой документооборота НКЦ.
      Результат проекта. Создание СУР позволило повысить надежность НКЦ как центрального контрагента и предложить клиентам ряд новых возможностей, а именно: использование единого обеспечения при заключении любых сделок с частичным обеспечением, применение адаптивных ставок обеспечения, возможность закрытия позиции при недостаточности обеспечения и др.

    • Внедрение модуля «Сделки с драгоценными металлами» и интеграция с фронт-офисной системой биржи по данным операциям. Результат проекта — открытие Московской Биржей спот-рынка драгоценных металлов.
      Результат проекта. Банки-участники торгов получили возможность совершать операции со слитками в рамках надежной биржевой инфраструктуры.

    • Внедрение модуля «Операции с производными инструментами» и интеграция с фронт-офисной системой биржи по данным операциям.
      Результат проекта – предоставление биржей нового сервиса «Рынок производных финансовых инструментов». Этот сервис предоставляет возможность банкам проводить клиринг ОТС деривативов (процентных, валютных и валютно-процентных свопов) через НКЦ, что позволяет участникам торгов снизить величину резерва на операциях и увеличить доходность бизнеса за счет более эффективного управления ликвидностью.

    • Построение системы взаимодействия с Национальным расчетным депозитарием.

1989-2017 © ПрограмБанк
тел.: +7(495) 651-84-84
info@programbank.ru
Мы в соцсетях Карта сайта
Политика конфиденциальности